Семинар
22.11.2017 года на базе нашего ДОУ прошел семинар для педагогов малокомплектных детских садов Азовского района на тему «Речевое развитие детей дошкольного возраста в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Семинар провела воспитатель первой квалификационной категории Резван Лариса Ивановна.
Педагоги просмотрели открытое занятие в разновозрастной группе по развитию речи «Как бельчата солнышко искали». Приняли участие в мастер-классах «Загадка как средство развития речи дошкольника»; «Пантомимика, как средство коррекционно- развивающей работы в ДОУ, развития выразительности речи и творческих способностей детей дошкольного возраста».
Лариса Ивановна представила презентацию опыта по развитию речи воспитанников МБДОУ №30 «Чижик», вручила педагогам рекомендации по проведению занятий с детьми дошкольного возраста по развитию речи в соответствии с требованиями ФГОС.
Рекомендации по организации и проведению занятий
по развитию речи у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Для повышения эффективности работы в ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста предлагаем следующие рекомендации:
1. При планировании работы по развитию речи учитывать принцип тематической взаимосвязи, предусматривающий сочетание занятий по различным видам рассказывания в пределах той или иной тематики в соответствии с программой обучения и воспитания детей;
2. На занятиях и во время режимных моментов расширять представления детей об окружающем мире, развивать лексический и грамматический строй речи, необходимый для оформления связных высказываний в соответствии с нормами родного языка;
3. Занятия проводить с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Учитывая, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, применять игровые приемы и упражнения;
4. Для каждого занятия выбор методов и приёмов, игровой материал осуществлять не только с учетом целей и задач обучения детей, но и с возрастным составом группы;
5. Для каждого вида обучения рассказыванию использовать конкретную структуру занятий и методические приёмы;
6.При проведении занятий особое внимание уделять организационному и заключительному этапам. На организационном этапе формировать положительную установку детей на участие в занятии; на заключительном этапе, в процессе оценки учебной деятельности детей, формировать мотивацию к следующему занятию.
7. При проведении всех занятий по обучению детей рассказыванию следует уделять большое внимание подготовительной работе:
- подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или представленного на картине сюжета, с выделением важных смысловых звеньев, последовательности событий;
- специальный языковый разбор текста; речевые - лексические и грамматические упражнения, игровые приёмы, активизирующие внимание, зрительное и вербальное восприятие, память и воображение ребёнка;
8. Формировать установку на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога, закреплять навыки в составлении ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений;
9. При составлении рассказов по картине, по серии картин учитывать структуру повествования: завязка (вступление), кульминация (основная часть), развязка (заключение);
10. На занятиях по формированию связной речи детей широко использовать средства наглядности;
11. Обучать детей навыкам планирования высказывания. Для этого использовать следующие приёмы: рассказывание по цепочке, по опорным вопросам, по предваряющему плану-схеме, моделирование сюжета с помощью условной наглядной схемы и другие;
12. На занятиях использовать приёмы коррекции речевой деятельности: игровые приёмы и упражнения, соревновательные элементы, оценку деятельности детей (поощрить старание, отметить положительные моменты и недостатки, внимательность детей при слушании ответа товарища; оценить полноту пересказа, отметить самостоятельность, использование различных интонаций, темпа речи и др.);
13. Активно привлекать родителей к работе по развитию речи детей:
- проводить тематические консультации для родителей по развитию связной речи;
- довести до сведения родителей тематический план работы по развитию речи детей в группе;
- использовать приём «домашнее задание»;
- приглашать родителей на открытые занятия по развитию речи.
Перечисленные рекомендации достаточно просты и доступны для практической работы с детьми дошкольного возраста.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!